Разбираемся, в чём разница между двумя технологиями, и какие есть минусы и плюсы у каждой из них.
Для того, чтобы комфортно играть, важна не только качественная красивая картинка на мониторе, но и скорость её обновления, которая, в свою очередь, зависит от множества факторов — от модели монитора, мощности вашего компьютера и способа синхронизации изображения. О последнем мы подробно и поговорим в данной статье и рассмотрим все существующие методы синхронизации: вертикальную и адаптивную, а также G-Sync и FreeSync, и расскажем, чем они отличаются, как включить их, и какую технологию лучше использовать.
Содержание:
1. Что такое частота смены кадров (fps)?
2. Как работает V-Sync?
3. Как V-Sync влияет на FPS?
4. Адаптивная синхронизация
5. G-Sync — лучший, но дорогой
6. FreeSync — тот же G-Sync «на минималках»
7. Включать или не включать V-Sync: все «За» и «Против»
8. Когда рекомендуется включать V-Sync
9. Когда рекомендуется выключать V-Sync
10. Как активировать G-Sync на мониторе
11. Какие игровые настройки стоит включать для G-Sync
12. Настройка монитора для работы с FreeSync
13. Активация AMD FreeSync на AMD Radeon
14. Активация AMD FreeSync на Nvidia
В первую очередь, начнем с самых основ.
Что такое частота смены кадров (fps)?
Для начала вспомним, как взаимодействуют между собой видеокарта и монитор. Во время игры видеокарта компьютера создает кадры. На формирование каждого кадра у видеокарты уходит определенное количество времени, и чем кадр сложнее, тем больше времени тратится на его рендер. Помимо этого, на скорость рендера кадра влияет еще и разрешение экрана, качество эффектов и объектов, их количество, а также мощность самой видеокарты. Сформированный видеокартой кадр выдается на монитор, а затем начинается процесс подготовки следующего кадра.
Но иногда возникает сложность в том, что время подготовки кадра и время его нахождения на мониторе совпадают не каждый раз. Все сложности начинаются именно отсюда.
Если рассматривать ситуацию в идеале, то эти два временных промежутка должны совпадать – в то время, как на мониторе заканчивается старый кадр, к нему подоспевает новый и они плавно идут друг за другом. Но иногда случается так, что видеокарта обгоняет монитор, создавая большее число кадров в секунду, чем может выдавать монитор. Это ведет к тому, что на экране появляются сразу несколько кадров. Либо возникает обратная ситуация, когда видеокарта не успевает создавать новые кадры и посылать их на монитор.
Необходимо отметить, что мониторы работают с определенной частотой обновления – количеством выдаваемых новых кадров в секунду. Измеряется данная частота в герцах (Гц). Самые распространенные показатели на данный момент это 60,120,144 Гц. Мониторы с 60 Гц обновляют изображение 60 раз за одну секунду, 120 Гц – 120 раз за секунду, и 144 Гц – 144 раза соответственно.
Значение кадров в секунду (fps), которые создаются видеокартой, может меняться, и оно бывает как меньше 60, так и больше. Оба варианта приводят к проблемам с изображением.
Если кадры перегружены различными эффектами, то рендер будет происходить долго и видеокарта будет выдавать значения fps меньше 60. Из-за этого у монитора возникнет нехватка кадров, чтобы воспроизвести одну секунду, и игра начнет компенсировать и сформирует кадры, где действие в игре будет происходить быстрее, для того, чтобы избежать замедления игрового процесса. Но потом «сложные» кадры проходят, а время подготовки кадра становится стандартным. Но игра к этому моменту не успевает перестроиться на прежнюю скорость и всё так же заставляет заготавливать ускоренные кадры – из-за чего в определенный момент происходит смещение и возникает так называемый статтер.
Подобные разрывы изображения, как на скриншоте выше, достаточно заметны, а их постоянное появление может вызывать боль в глазах, тошноту и головокружение. В данном случае речь заходит уже не просто о комфортной игре, а о здоровье человека, поэтому решать подобную проблему в играх, если такая имеется, нужно проявляя отдельное внимание.
Ниже в статье мы рассмотрим основные методы, призванные бороться с данной проблемой, и все вопросы, с ними связанные.
Как работает V-Sync?
Главный принцип работы V-Sync (или по-другому — вертикальной синхронизации) состоит в том, чтобы создать ограничение на частоту обновления кадров, из-за чего максимальное значение fps приводится к основному значению частоты обновления монитора. Данный метод сводит вероятность появления разрывов кадра на экране к нулю, так как видеокарта не будет отображать кадров больше, чем доступно монитору.
Как V-Sync влияет на FPS?
К сожалению, помимо самого ограничения значения FPS, вертикальная синхронизация может еще и снизить количество выдаваемых кадров в секунду. Вертикальная синхронизация может ограничить количество FPS до 30, если графический процессор не может выдать стабильные 60 кадров. Эта проблема решается включением тройной буферизации в настройках игры или панели управления видеокарты. Но, к несчастью, сама по себе эта функция также может принести с собой некоторые другие проблемы.
Далее рассмотрим альтернативные варианты V-Sync.
Адаптивная синхронизация
Компания Nvidia имеет в своем арсенале адаптивную синхронизацию, пришедшую на смену вертикальной. Принцип ее работы очень простой – если графический процессор выдает больше 60 fps, то V-Sync включается автоматически. Если кадров меньше 60, то V-Sync отключается.
Когда частота кадров выше, то вертикальная синхронизация предотвращает разрыв изображения. Но если частота ниже, то она не фиксируется на определенном значении, и всё работает плавно. Однако на деле такой метод не всегда решает проблемы и разрывы кадров могут встречаться.
Но, к счастью, помимо V-Sync и адаптивной синхронизации, существуют еще два метода, которые абсолютно ничем им не уступают. Это еще одна технология от Nvidia – G-Sync, и FreeSync от AMD. Обе технологии могут устранить проблему с разрывом кадров на экране, при этом не оказывая отрицательного влияния на количество FPS.
G-Sync — лучший, но дорогой
Это еще один метод для синхронизации изображения от Nvidia. Компания разработала специальную технологию для мониторов, которые принудительно подгоняют свою частоту под частоту графического процессора. Например, если вы играете, используя монитор с технологией G-Sync, у которого изначальная частота составляет 120 Гц, то при 100 fps в игре монитор ограничит свою частоту до 100 Гц.
G-Sync выглядит весьма привлекательной технологией, не имеющей минусов, но такие мониторы стоят очень дорого, так как G-Sync работает только с чипом от Nvidia и использует повышенную мощность.
FreeSync — тот же G-Sync «на минималках»
После того, как Nvidia представила свою G-Sync, главным камнем преткновения которой стала цена, компания-конкурент в лице AMD разработала свою аналогичную технологию под названием FreeSync. Принцип ее работы ничем не отличается от G-Sync: монитор ограничивает свою частоту до той, что выдает видеокарта.
При этом, отличия в общем плане у них присутствует. G-Sync работает по этому принципу даже на низких значениях fps, в то время как мониторы с поддержкой FreeSync используют стандартные методы синхронизации, в числе которых и разрывы изображения и задержка в управлении.
Но для работы G-Sync требуется собственный чип от Nvidia, а FreeSync достатачно использовать уже привычный DisplayPort. Если коротко, то для FreeSync тоже нужен специальный монитор, но он будет значительно дешевле монитора с поддержкой G-Sync.
Включать или не включать V-Sync: все «За» и «Против»
Среди геймеров использование вертикальной синхронизации вызывает немало споров. Если у вас есть задача наблюдать максимально четкое и качественное изображение без артефактов, то V-Sync вам необходим. Но при использовании этой функции может упасть производительность всей системы. Если у игры есть поддержка тройной буферизации, то при ее задействовании можно избежать резкого снижения производительности.
Когда рекомендуется включать V-Sync:
- Если вы пользуетесь стандартным LCD монитором.
- Если необходимо избавиться от разрывов экрана и улучшить качество изображения за счет повышения плавности и частоты смены кадров
- Если вы запускаете нетребовательные игры, которые не требуют большой мощности вашего ПК и не требуют высокой точности наведения прицела (например, как в шутерах)
Когда рекомендуется выключать V-Sync:
- Если вы желаете снять ограничение в 60 FPS
- Если хотите убрать задержку при перемещении в игре (так называемый input lag)
- Если необходимо увеличить производительность игры в ущерб ее графике, чтобы снизить нагрузку на видеокарту
- Если вам нужно улучшить точность прицеливания в шутерах
Включать V-Sync или нет – еще зависит от того, какую игру вы настраиваете. В некоторых играх разрыв экрана совершенно невидим, что включать вертикальную синхронизацию совершенно необязательно.
Для других же игр её, наоборот, рекомендуется включать, так как это позволит вам избежать разрыва картинки.
Если частота кадров (FPS) постоянно меняется (то выше 60, то ниже), но вы не хотите прибегать к использованию V-Sync, то стоит проделать следующие действия:
— Включите тройную буферизацию. Если игра не поддерживает данную функцию, не исправляет проблему или даже создает новые помехи, то сделайте следующий шаг
-Измените графики и проследите, будет ли игра выдавать стабильные 60+ FPS.
Если никакое из этих действий не решает вашей проблемы, то лучше привыкнуть к более низкой частоте кадров при использовании вертикальной синхронизации. Так как, лучше иметь гарантированные и стабильные 30 FPS, чем 60+, но с постоянными разрывами на экране. В таком случае, вы можете выкрутить настройки на максимум и наслаждаться красотой картинки, если вы до этого целенаправленно снижали настройки в попытках добиться более высоких значений FPS.
Чтобы избежать все проблемы, связанные с разрывом изображения, мы рекомендуем вам приобрести монитор, поддерживающий технологию G-Sync/FreeSync – в зависимости от того, видеокарту какого производителя (Nvidia или AMD) вы используете.
Как активировать G-Sync на мониторе
Если у вас есть монитор с поддержкой G-Sync и видеокарта от Nvidia с технологией G-Sync, то вам нужно совсем немного времени, чтобы настроить данную функцию. Подключив всё, перейдите к панели управления Nvidia, щелкнув правой кнопкой мыши по рабочему столу и выбрав в выпадающем меню строку «Панель управления Nvidia», или открыв приложение «Панель управления Nvidia» через меню «Пуск».
Выберите в списке «Настройка G-Sync» и удостоверьтесь, что опция «Включить G-Sync» активна. По умолчанию эта функция активна только в играх, которые работают в полноэкранном режиме. Вероятно, вы пожелаете выбрать опцию «Включить G-Sync для оконного и полноэкранного режима». Это позволит работать G-Sync даже тогда, когда игра запущена в оконном режиме. Не забудьте нажать кнопку «Применить», после того, как измените что-то в данном окне, чтобы изменения сохранились.
Если вы обладаете сразу несколькими мониторами, подключенными к одному компьютеру, но только у одного из них есть поддержка G-Sync, то панель управления поможет вам установить монитор с поддержкой этой технологии в качестве основного дисплея.
Если вам нужно знать, когда G-Sync активен, то можете перейти по вкладке Display> G-Sync Indicator из панели управления NVIDIA, чтобы включить или отключить отображения оверлея G-Sync на вашем экране. Когда данная опция включена, вы будете видеть индикатор включенного режима G-Sync поверх вашей игры. Это может быть полезным, если вы хотите убедиться, точно ли данный режим активен во время игры.
Какие игровые настройки стоит включать для G-Sync
G-Sync заработает без проблем в большинстве случаев, после того, как вы активируете его в Панели управления Nvidia. Но некоторые игры содержат функции, которые могут ограничить частоту обновления кадров через G-Sync на более низком уровне, чем позволяет ваш монитор.
Допустим, если у вас монитор с частотой обновления экрана в 144 Гц, то вам необходимо убедиться, что в игре установлена максимально допустимая частота обновления экрана, и любые функции, имеющие возможность влиять на ограничение частоты кадров, отключены.
Игра должна работать с максимальной частотой обновления кадров. В данном случае, 144 кадра для монитора с поддержкой 144 Гц.
Настройка монитора для работы с FreeSync
Для начала стоит рассмотреть, как включить технологию Freesync на мониторе. Для этого вам необходимо зайти в настройки монитора, и далее всё зависит уже от конкретной модели, но путь будет выглядеть примерно так: меню – изображение – настройка игры – включить Freesync.
Отдельно стоит отметить, что для мониторов компании LG имеется специальная утилита под названием OnScreenControl, в которой можно включить данный режим: OnScreenControl — Настройки игрового режима – Adaptive Sync – Включить.
После этого перейдите в настройки монитора и установите максимальную частоту обновления экрана. Правая кнопка мыши – настройки экрана.
Далее перейдите по ссылке Дополнительные параметры экрана
Затем перейдите в Свойства графического адаптера
Переключитесь на вкладку Монитор и установите галочку напротив Скрыть режимы, которые монитор не может использовать.
Активация AMD FreeSync на AMD Radeon
Чтобы активировать AMD Freesync на графическом процессоре от Radeon, вам нужно скачать и установить последний драйвер на видеокарту.
После этого, нужно включить данную технологию при помощи программной оболочки драйвера. Для этого запустите AMD Radeon Software, перейдите в Настройки –> Дисплей, найдите пункт AMD Radeon FreeSync и выберите Включить.
Активация AMD FreeSync на Nvidia
Стоит сразу отметить, что не все видеокарты от Nvidia могут поддерживать данную технологию.
Запустите программу Nvidia Control Panel, перейдите в раздел Display -> Set up G-SYNC, для пункта Enable G-SYNC, G-SYNC Compatible выберите Enable for full screen mode: