В какую версию игры стоит начинать играть? Какие есть плюсы у мобильной, а какие – у десктопной версии танков? Подробный разбор в нашей статье.
Многие танкисты спустя некоторое время задаются вопросом, что же всё-таки лучше – World of Tanks или её мобильная версия Blitz? Чтобы дать полный и развернутый ответ на этот вопрос, мы рассмотрим обе игры сразу по 10 пунктам, и в конце подрезюмируем, в какую из игр стоит начинать играть, и есть ли смысл заморачиваться с переходом из Блица в Большие Танки, и наоборот.
Содержание:
2. Удобство управления и портативность
7. Влияние скилла на бой и киберспорт
8. Насколько реален Free-to-Win?
9. Рандомность и ожидания от игры
Баланс в боях
Первое, с чего стоит начать – это баланс по танкам в бою. В WoT играет 15х15 танков в одном бою, в Блице – 7х7. Уже только лишь на основании этого можно сделать вывод о том, что в мобильной версии игры с балансом дела обстоят получше, ведь одно дело, когда в одном бою встречаются 14 танков, а другое – когда их 30. Любому человеку понятно, что чем меньше количество чего-либо, тем проще это контролируется.
В WoT нередко бывают сетапы, состоящие наполовину из ПТ-САУ, которые засиживают в кустах весь бой и не дают проводить активные действия другим типам техники, из-за чего в бою образуется так называемое «стоялово», когда танки просто боятся что-либо предпринимать из-за страха словить плюху на половину своего ХП.
В Blitz редко встретишь нечто подобное: сетапы здесь состоят преимущественно из ТТ и СТ, поэтому бои здесь менее напряженные, но вместе с этим и более предсказуемые, что зачастую лишает игроков попадания в действительно интересные и эпичные бои. Например, когда 3 оставшихся танка против 10 одерживают победу, или, когда ты на ЛТ и за счет своей маскировки и возможности быстро проехать и захватить вражескую базу, вывозишь тем самым, казалось бы, уже точно слитый бой.
Ещё стоит отметить, что в Блице нет арты, а это значит, что вы всегда можете быть уверены, что никто вас не добьет внезапно в такой позиции, на которую нет прямых прострелов.
Если вам нравится непредсказуемость – вам в WoT, а если же любите размеренные и уверенные бои – добро пожаловать в Blitz.
Удобство управления и портативность
WoT вышла более 10 лет назад и создавалась как игра для ПК, то есть, с классическим управлением клавиатура + мышь. Максимально привычно, удобно и не вызывает никаких сложностей у игрока любого уровня.
Blitz позиционировалась и изначально вышла только для мобильных устройств на базе iOS и Android. Поэтому управление в ней заточено под сенсорные экраны, что дает о себе знать, когда вы пытаетесь наводить прицел на врага, да и в принципе производить любое движение в игре. Здесь всё происходит плавно, без резких движений. Из-за этого прицеливаться иногда не очень удобно, особенно, когда вы до этого уже играли в WoT и привыкли к стандартной скорости курсора. Если захотите научиться хорошо стрелять в Блице, то на это уйдет какое-то время.
Спустя некоторое время Blitz вышел и для Windows. Его спокойно можно скачать в Steam или Microsoft Store. Даже если у вас установлено что-то экзотическое, по типу какого-то дистрибутива из семейства Linux, то с этим тоже нет никаких проблем – Steam спокойно и без танцев с бубном установится и на него, а дальше просто устанавливаете саму игру.
А вот Большие Танки есть только на Windows, поэтому взять с собой их можно разве что только при наличии ноутбука, да и то – в том же метро или на остановке в ожидании автобуса вы никак не скоротаете время в них.
Графика и оптимизация
Само собой, графика в мобильных танках будет уступать десктопной версии, просто потому, что железо в телефонах заметно слабее, чем в компьютерах. WoT выглядит очень хорошо, даже спустя несколько лет после выхода новой графики в начале 2018 года. При этом оптимизация находится на очень высоком уровне, и игра способна запускаться даже на компьютерах 8-летней давности, выдавая в среднем 30-40 фпс на минимальных настройках – далеко не каждая ММО-игра с подобным уровнем графики способна на такое.
В Блице графика заметно слабее и напоминает ту, которая была в больших танках ещё до выхода обновления 1.0. Но тем не менее, она не вызывает какого-либо отвращения. Новые танки уже выпускают в HD-разрешении, а новые карты также подтягиваются по уровню графики. И Блиц, в отличие от его Большого брата, способен работать в максимально возможном качестве в 60 FPS и без просадок даже на ПК, возраст которых давно перевалил за 10-ку. Игра спокойно пойдет даже на встроенной графике 5-летнего ноутбука – она совершенно нетребовательна к графическому адаптеру.
Подводя итог, можно сказать, что и одна, и другая игра способны запускаться даже на очень слабых машинах и выдавать комфортное количество FPS.
Реалистичность
И Wot, и Blitz относятся к жанру аркадных игр, поэтому о реалистичности как таковой сказать мало что возможно, потому что всё, что здесь происходит – мало сопоставимо с реальным миром. Но если сравнивать их между собой, то однозначно можно отметить преимущество Больших танков: здесь и довольно правдоподобная система движения танков, и проработанные до мелочей модели всех машин, т.д.
В Блице возможности физики и графики ограничены мощностью устройств, для которых предназначена игра, поэтому выглядит здесь всё более примитивно и мало чем может впечатлить. Но мы бы не назвали это минусом, потому как глупо сравнивать внешний вид мобильной игры с компьютерной.
Но вот что реально бросается в глаза – это обилие выдуманных танков в Блице. Те же Vindicator UM и Predator UM из серии Warhammer 40,000 чего только стоят. Сюда же можно отнести и всякие Крушители с Ван-Хельсингами, которые хоть и имеют прокачиваемые аналоги и выглядят более-менее приемлемо, но что мешает разработчикам сделать приписку вначале названия танка в виде исторического названия, как это сделано в WoT – непонятно.
Сюда же можно отнести и систему пробития брони — в Блице идет очень сильная привязка к зоне бронирования на танке. Например, если часть брони танка горит красным цветом, то как ни старайся, но пробить вы её никак не сможете.
В Больших танках всё гораздо сложнее и правдоподобнее: чтобы пробить танк, вам нужно попасть в его уязвимую точку, и если у противника хорошо бронированная башня, то это еще не значит, что в ней нет слабых мест (и речь не про стандартный люк командира).
Общая атмосфера боя
Под общей атмосферой мы понимаем то, как можно прочувствовать всё, что происходит в бою. Это и звуковое сопровождение игры, и ощущение того, что вы управляете действительно танком, а не просто объектом, это и чувства, которые вы переживаете в напряженных ситуациях.
Начнем со звука. Здесь WoT будет вне конкуренции, по сравнению со своим младшим братом, ведь музыка здесь передает не только атмосферу на поле боя, становясь всё более напряженной, или наоборот – более спокойной, в зависимости от того, что происходит в бою, но и является уникальной для многих карт, передавая те ноты, которые присущи региону карты. Например, на Жемчужной реке вы услышите азиатские мотивы, а на Перевале – кавказские напевы.
Таким разнообразием в музыке Blitz не может похвастаться, здесь есть всего несколько треков, которые играют на разных картах, и большинство из них – версии музыкальных дорожек, которые были ещё до обновления 1.0 в WoT.
Что касается чувств от напряжения в бою – вопрос достаточно спорный и очень индивидуальный. Скажем по себе, что WoT всё-таки дает больше эмоций разного плана, как хороших, так и не очень. Напряжение в бою в сложных ситуациях в ней чувствуется сильнее, нежели чем в Блице.
Ощущение того, что под вашим управлением находится 100-тонная махина, в WoT также выражено более сильно. Хотя и не обходится без недоразумений. Например, когда танк может перевернуться на бок просто от наезда на камень, или сползти с горы, будто он не весит совсем ничего, или, когда сверх бронированного Мауса шьют каждым выстрелом в лоб – всё это вызывает глупую улыбку на лице.
В Блице же, если вы взяли тяжелый танк с хорошей броней – можете быть уверены, что тысячу-другую дамага вы сможете танкануть, а не просто впитать, если будете грамотно всё делать.
Но эмоций от игры, в любом случае, в Больших танках вы получите значительно больше.
Комьюнити игры
Другими словами – это игровое сообщество, или конкретно все игроки, что нам встречаются. Когда-то давно, когда WoT только начала покорять геймеров всего мира, и особенно, стран СНГ, дела обстояли не так плохо, как сейчас.
В 2010-2011 годах игрой заинтересовались не только одиночные игроки, но и целые сообщества, которые задолго до этого сформировались в пределах других игр. Например, сообщество «The RED», которое долгое время держало добрую половину глобальной карты под своим контролем. В то время многие игроки следили за тем, что происходит в игре и сами старались держать планку и принимать участие в клановых войнах. Многое это было благодаря самим разработчикам, которые освещали события, что проходили в игре.
Но время не стоит на месте, игра людям начала надоедать, многие уходили из нее, уходили целые отделы разработчиков, которые принимали участие в создании главного образа игры, а вместе с ними уходил и тот командный менталитет, сформировавшийся изначально. На смену им начали приходить всё более казуальные игроки, которым интересно только «Пыщ-пыщ ололо», взять баночку пенного и зайти после работы вечерком в любимую игру. А на смену создателям игры стали приходить люди, главной целью которых стал заработок денег, а не создание хорошего имиджа игры. Общий интеллект игроков игры заметно упал с годами. Всё чаще в чате стали появляться оскорбления в адрес как союзников, так и врагов. Из-за чего и был отключен общий чат, чтобы хоть как-то сбавить градус накала, а затем и вовсе ввели функцию отключения чата.
Сейчас в чате WoT редко, когда можно увидеть хоть что-то: никаких шуток и подколов, как раньше, никакого предложения по тактике – вообще ничего. Часто сдается ощущение, будто с тобой в бою играют одни боты, хотя это не так, кто бы что ни говорил. Стоит только написать любому игроку что-то в личку после боя, как в большинстве случаев тебя покроют трехэтажным матом.
В других игровых сообществах слово «танкист» является чуть ли не клеймом, и лучше вообще не распространяться о том, что ты играешь в танки. Захейтят только так. Всё потому, что игроки в танки ассоциируются с людьми с низким IQ. Отчасти, возможно, что это так и есть, судя по тому, что видишь в боях.
В Blitz дела обстоят куда лучше: в чате, хоть и не часто, но можно увидеть хоть какую-то переписку, просьбы поддержать раш и т.п. И это даже несмотря на то, что большинство игроков играет в Блитц с телефонов, где набор текста во время игры, мягко говоря, занятие неудобное.
Возможно, это связано с тем, что WoT, в основном, только теряет своих игроков, в то время как в Blitz приходят новые игроки, которые ещё не успели устать от игры и начать вымещать свою злобу и недовольство на других.
Влияние скилла на бой и киберспорт
И в тех, и в других танках есть определенный культ статистики, когда игроки стремятся иметь как можно выше процент побед и количество среднего урона. Если вам интересна соревновательная составляющая игры и вам нравится влиять на исход боя как можно сильнее – Blitz будет лучшим вариантом.
В Блице гораздо чаще можно встретить игроков с крайне-высокими показателями статистики (70%+ побед), по сравнению со старыми добрыми танками на ПК. Объясняется это очень просто: при режиме 7х7 влиять на исход боя гораздо проще, чем при 15х15. Поэтому если хотите набивать себе стату и быть круче всех – вам прямая дорога в Blitz.
Про киберспорт в WoT особо и сказать нечего. Когда-то он реально был, хоть и далеким от идеала, но всё же был. Очень запутанная система отбора команд в золотую лигу, режимы боев, которые ничем не были похожи на те бои, что видит обычный игрок в рандоме, слабая пиар-кампания и откровенно некомпетентные люди, занимающиеся продвижением всего киберспорта в игре – всё это привело к тому, что в 2017 году из танков ушла последняя известная организация NaVi. На этом, можно сказать, киберспорт в WoT был официально закрыт.
Из турниров остались только Клановые Потасовки, где принимать участие могут только лучшие кланы, и доступ простым игрокам туда, собственно говоря, закрыт. Не каждый имеет желание сидеть и наигрывать каждый день на глобальной карте, только лишь ради того, чтобы раз в полгода получить квоту для своего клана на участие в турнире и попытаться побороться за денежный приз.
Простые турниры, что доступны хоть каждый день, по типу 1vs1, 3vs3 и т.д., мало для кого интересны, потому что приз в 1000 голды – так себе мотивация для профессиональных игроков. И самая проблема ещё в том, что регистрироваться и отслеживать ход турнира можно только через сайт.
Соревновательные режимы есть, те же Ранговые бои, но проходят они не так часто, как хотелось бы. Да и назвать их командными язык не поворачивается. Это всё тот же рандом, в котором каждый сам за себя и готов мешать союзнику, лишь бы самому урвать лакомый кусок дамага.
Другое дело – турнирая часть в Блице. Игра хоть и мобильная, но может похвастаться регулярным Blitz Twister Cup, а также региональными чемпионатами на его основе. Помимо этого, в игре каждый день проходят мини-турниры, где можно быстро заработать серебра и голды, и самое главное – зарегаться в них можно не выходя из клиента игры.
Конечно, уровень киберспортивной части в играх от компании WG далек от идеала и даже рядом не стоял даже с такими новичками индустрии, как APEX Legends или Warzone, не говоря уже о легендах по типу CS, Dota и LoL. Но это можно понять, особенно, если учитывать, что целевая аудитория Больших танков – дяденьки 35+ лет, которых мало интересует, чем там занимается молодежь, и турниры для них не являются чем-то особенно интересным.
С другой стороны – Blitz, аудитория которого, наверное, на треть точно состоит из подрастающего поколения, которому интересен любой активный соревновательный движ, где можно проявить все свои таланты.
Насколько реален Free-to-Win?
По-другому говоря – реально ли побеждать без вливания доната? Ответ – да. И в одной, и в другой игре нет жесткой привязки к нагибу за бабло. Безусловно, если вы будете заряжать «голдовые» снаряды, то вам будет проще пробивать противника. Или если вы купите хороший прем-танк, то фармить серебро будет гораздо быстрее.
Но вот купить какой-то один танк и нагибать на нем всё и вся у вас навряд ли получится. Вас так или иначе будут убивать, потому что даже среди обычных прокачиваемых танков есть очень сильные машины.
Blitz на этом фоне выделяется ещё тем, что здесь есть контейнеры, которые содержат в том числе и голду с премиум-аккаунтом. А второй, кстати, в отличие от WoT, можно активировать даже на несколько часов, а не только лишь на сутки и больше.
С другой стороны, в Больших танках нет навязчивой рекламы с продажей премиум танков и другого барахла, как это свойственно всем мобильным играм, в том числе и Блицу. Это постоянное закрывание рекламных окон при входе в игру со временем может просто начать бесить.
Рандомность и ожидания от игры
Когда мы заходим поиграть в любую игру, то первым делом мы хотим получать удовольствие от процесса. Танки – такая игра, в которой присутствует огромный спектр эмоций. Никогда не знаешь, чего можно ожидать. Сегодня – тебе везёт и есть победы, завтра – одни поражения. Причем, иногда даже нет никакой зависимости от того, набиваешь ли ты много дамага, или сливаешься с нулем.
В WoT, конечно, рандом заметен гораздо больше. Здесь тот же разброс от бронепробития и альфы равен +-25%, что очень много и никак нельзя это контролировать. Иногда одно невезение может стоить всей победы в бою. Поэтому говорить о том, что, заходя в Большие танки, мы можем быть уверены, что всегда получим удовольствие, невозможно.
В Blitz ситуация немного лучше, как минимум, потому что здесь разброс меньше на 10%, и равен он +-15%. Сюда же можно отнести и то, что количество игроков здесь меньше в бою, а значит, и рандома здесь тоже будет значительно меньше выражен.
Впрочем, ни одна из этих двух игр не сможет гарантировать вам, что вы однозначно получите удовольствие от процесса, потому как здесь слишком много факторов, которые просто невозможно никак предугадать.
Будущее игры
Конечно же, когда мы выбираем игру, тем более — не просто сингл-игру, которую пройдем и забудем, а онлайн проект, в который будем возвращаться вновь и вновь, то хотим увидеть хоть какую-то надежду на то, что игра будет жить и обновляться ещё несколько лет.
WoT в этом году исполнилось целых 11 лет – это много для любой игры в принципе, а особенно много для игры, которая продолжает приносить деньги разработчикам, и хоть как-то обновляться и радовать этим самих игроков. Да, танки навряд ли уже получат «вторую жизнь» — слишком много времени прошло с тех пор, когда большой приток новых игроков остановился. Аудитория этой игры состоит, в основном, из преданных фанатов этой игры, и тех, кто периодически возвращается в игру, чтобы посмотреть, что в ней изменилось. Они играют какое-то время и снова уходят до следующего раза. Онлайн игры далеко не самый низкий, по меркам проектов подобного жанра, скорее наоборот – он до сих пор один из самых высоких, хоть и стал раза так в 3 меньше, чем было это 5-6 лет тому назад.
Приходить или возвращаться в WoT с надеждой, что эта игра когда-то снова взлетит? Или начинать потеть в нее, надеясь, что киберспорт снова появится в игре? Не думаем, что это очень разумное решение.
С Blitz дела обстоят иначе – приток новых игроков есть, онлайн очень медленно, но верно растет. Зачаток киберспорта присутствует, и им вроде как даже пытаются заниматься. В любом случае, у мобильной версии игры потенциала на будущее значительно больше, как минимум, потому что количество мобильных устройств во всем мире растет, а вместе с ними растет и количество пользователей, которые пожелают пополнять ряды танкистов.
Заключение
Итак, давайте коротко подведем итоги по всем рассмотренным пунктам.
Что касается баланса в игре, то здесь явное преимущество на стороне Blitz.
В удобстве управления и портативности наблюдается ничья, есть плюсы и минусы как у одной игры, так и у другой.
По графике и оптимизации – победа за WoT. Оптимизация хороша у обоих проектов, но если вы ценитель графики, то вам только в Большие танки.
Про реалистичность – отдадим явное предпочтение WoT. Всё-таки эти явно вымышленные танки с ярко-кислотным окрасом и прочей мишурой в Blitz – не для серьезных танкистов.
Общая атмосфера боя заметно приятнее у Больших танков, они выигрывают как про звуковому сопровождению, так и по всяким графическим примочкам, которые заметно насыщают любой бой.
Комьюнити игры заметно лучше у Blitz. Конечно, там хватает своих токсиков, но в своем объеме им не превзойти общий негатив от тех, кто играет в большого брата.
Влияние личного скилла на бой заметно выше в Blitz, здесь же есть и хоть какое-то подобие киберспорта, которое в будущем может заметно прибавить. В WoT влиять на исход боя сложнее, а насчет киберспорта – похвастаться нечем, там всё уже мертво и оживлять никто не собирается.
Побеждать без вливания денег можно как в десктопных, так и в мобильных танках. Покупка премов и других плюшек только лишь ускоряет ваш процесс, но никак не влияет на результат. Очередная ничья.
Рандом в обоих играх сильно заметен: никогда нельзя точно сказать, будете ли вы сегодня побеждать чаще, или нет, даже независимо от того, играете ли вы на сильных танках, или на слабых. Влияние, конечно, будет, но не настолько сильное, как хотелось бы. Основные правила игры всегда диктует только ВБР.
Говоря про будущее игры, Blitz можно отметить как хороший конкурентный проект, который до сих пор активно развивается и не собирается останавливаться на достигнутом. В WoT дела обстоят сильно хуже: основная масса игроков – старожилы игры, а притока новичков совершенно незаметно.
Итого, WoT лучше показывает себя в 3-х показателях, а Blitz – в 4-х. Но стоит указать на то, что решающим был показатель про будущее у игры, в котором победу одержал Blitz. Так что, если вас не сильно волнует, что будет с игрой спустя 5-10 лет, и вам хочется играть и получать удовольствие здесь и сейчас – выбирайте проект, исходя из личных предпочтений и плюсов каждой из сторон.